РУКОВОДСТВО ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАЯВОК НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И УНИВЕРСИТЕТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЧАСТЬ 4. КАК ПОДАВАТЬ ЗАЯВКУ

4.1 Письмо-запрос: Что это такое?


Обычно размер письма-запроса - не длиннее пяти страниц (см. Глоссарий). Письмо-запрос направляют в фонд (обычно это фонд, который не предлагает подать заявку) до того, как подают...(потеря текста)

...оторые проект должен выполнить, краткий бюджет, а также информация о каких-либо грантах, которые получила ваша организация на выполнение данного проекта. Письмо должно доказать способность вашей организации выполнить проект. Первый абзац письма должен обобщать все, что касается вашего проекта, исключая размер запрашиваемого гранта.

Например:

"Словенский Институт Образования, представленный в данном документе Исполнительным Директором Г-жой Сона Дравович, запрашивает грант в размере $40000 США от Очень Богатого Фонда на финансирование проекта "Образование мэров". Финансирование потребуется на период с 1 мая 1995 года по 1 декабря 1995 года. Общая стоимость проекта - $80000 США. Недостающие средства будут получены от Фонда Богатых Людей Словении. Программа является продолжением исследования, проводившегося в течение шести месяцев, а также опроса мэров и изучения ситуации в сфере профессиональной подготовки мэров. Данный проект является результатом планирования третьего года деятельности нашей организации". (Последнее предложение в письме весьма впечатляет. Грантодатель наверняка подумает: "Ого, шесть месяцев исследования, опрос и изучение ситуации с мэрами? Они работают профессионально, готовы к проекту и знают о том, в какой сфере работает наш фонд!"

Все, что необходимо знать о проекте, имеется во вступлении. Тот, кто занимается отбором и рецензированием писем-запросов и имеет время лишь на то, чтобы прочесть первую страницу, наверняка отметит и запомнит приведенное выше письмо. А значит, оно не попадет в стопку "нет". Письмо-запрос должно быть похожим на заявку, разница лишь в том, что письмо включает только текст и не включает таблиц и графиков. Как правило, письмо-запрос должно включать следующие разделы (не забудьте, что письмо не должно быть слишком длинным - около пяти страниц):

Один вступительный абзац;

Один-два абзаца, рассказывающие о каждой из организаций, участвующих в проекте (как давно существует организация, чем она занимается, каковы основные достижения организации, ее цели, задачи и т.д.);

Один-два абзаца, посвященные проблеме, которую предстоит решить (на какую часть города, страны, населения окажет влияние проект), с четким описанием проблемы, по возможности используйте количественный подход к описанию проблемы;

Один-два абзаца о ваших планах, касающихся решения заявленной проблемы (см. Цели и Задачи, а также Методология в разделе Заявка);

Один-два абзаца о вашем прошлом опыте поиска фондов и подаче заявок на грант (Занимались ли вы уже какими-либо проектами? Специальными программами? Совместными проектами? Издательским делом? Имеете ли вы или ваш институт особые достижения, связанные с темой вашего проекта?), и почему именно ваша организация способна эффективно решить проблему;

Пять-шесть абзацев о сроках выполнения этапов проекта, подробно опишите, что произойдет и когда (см. в следующей части раздел, посвященный срокам проекта);

Бюджет, причем постарайтесь раскрыть его подробно, и обязательно проверьте, чтобы все у вас сходилось; и, наконец;

Обобщающий абзац, в котором вы подводите итог сказанному выше, благодарите сотрудников фонда за внимание и сообщаете свой адрес, телефон, факс и электронную почту.

После того, как вы отправили письмо - не торопитесь, дайте фонду время отреагировать на него. Спустя три-четыре недели можно позвонить в фонд, чтобы проверить, получили ли они ваше письмо. Вы также можете спросить, нужна ли им дополнительная информация. Следует подождать несколько дольше, особенно если вы отправили письмо в США или Великобританию около шести-семи недель. В некоторых фондах заявки рассматривают четыре раза в год. Иногда пройдет несколько месяцев, прежде чем ваше письмо рассмотрят. Поэтому выясните такие детали перед тем, как посылать письмо. А чем же заниматься пока вы ждете ответа? Займитесь планированием вашей деятельности и исследованиями. Ваша следующая заявка должна быть даже лучше, чем предыдущая!

4.2 Заявка: Основные элементы хорошей заявки


Титульная страница и/или Краткое содержание заявки

Титульная страница является первой страницей вашей заявки (Обычно она содержит ту же информацию, что и письмо-запрос. В первом абзаце дана краткая информация о всем проекте.), а краткое содержание (если его требует процедура оформления, принятая в данном фонде) является последней страницей. Цель титульной страницы и краткого содержания очень похожа - дать возможность сотруднику фонда, рецензирующему вашу заявку, быстро ознакомиться с основной информацией о вас и вашем проекте. На этих страницах должна быть заявлена проблема, которую вы будете решать, а также должен находиться вступительный абзац, о котором говорилось выше (и не забудьте дату, ваш телефон и факс. Хотите верьте, хотите - нет, но во многих заявках эта важная информация отсутствует). Самое главное, что должно находиться на титульной странице - это описание проблемы, которую вы собираетесь решать. Например:

В нашей стране 75% мэров городов не умеют составить баланс городского бюджета."

В данном отрывке имеется хорошо заявленная проблема. Когда же проблема не заявлена? Вот пример:

"Мы считаем, что некоторые руководители возможно захотят участвовать в семинаре, чтобы обсудить проблемы города."

ИЛИ

"У нашего института нет транспорта для перевозки преподавателей."

Хотя данные заявления верны, в них отсутствуют действительно специфические проблемы. И они не обязательно затронут большую часть социума или университета. Отсутствует также количественный показатель - насколько проблема велика или остра, либо насколько время на решение проблемы ограничено. Вот еще один пример:

"У нас в университете имеются два учебника по государственному управлению, однако эти книги на иностранном языке. Курс государственного управления для студентов начинается через четыре месяца, а наши учащиеся не умеют ни говорить, ни читать на языке, на котором написаны учебники. Учебников же по государственному управлению на родном языке у нас нет."

Такой абзац привлекает мое внимание. Почему? Потому, что это действительно проблема. И это трудно не понять. Проблема описана ясно и четко. Проблема важна. Существует настоятельная необходимость решения этой проблемы и решение ее затрагивает определенный слой населения. Как правило, чтобы сделать проблему весомее, необходимо использовать количественный подход (Сколько человек? как часто? сколько денег?). Какое, по-вашему, определение проблемы, из помещенных ниже, весомее?

"Некоторым из наших выпускников нужна работа, мы хотим помочь им, открыв центр занятости."

ИЛИ

"Двое из троих выпускников не могут найти работу. Создание к 1995 учебном году центра занятости поможет выпускникам решить проблему поиска работы."

Второе определение весомее и убедительнее, так как оно содержит количественные показатели, касающиеся проблемы. Количественные показатели и конкретность - вот что делает второе определение более убедительными чем первое. Если в заявке нет весомого и четкого определения проблемы, то и сама заявка не будет ясной и убедительной.

Цели и задачи

В определении цели вы описываете результаты, которых хотите достичь. "Мы хотим научить 70% всех мэров наших городов составлять баланс городского бюджета." Это - цель. Цели обычно - это достаточно общие описания того, чего вы хотите достичь, чем вы будете заниматься. Задачи - более конкретные "шаги" на пути достижения цели. Какие же основные шаги могут быть предприняты для того, чтобы достичь цели, определенной выше? Попробуем рассуждать логически. Вы хотите, чтобы 70% мэров чему-либо научились. Значит сначала надо отобрать или набрать мэров. Это первый шаг, первая задача. Каковы же должны быть последующие шаги? Может быть набор мэров - первый шаг, а отбор из числа набранных - следующий? Решить это должны вы сами. Вы должны сами разработать последовательность ваших действий, последовательность шагов по осуществлению проекта, либо показать, как ваш проект будет частью какого-то, уже осуществляемого, плана. Все это необходимо продумать, а затем ясно и четко описать. Что каса...(потеря текста

? Цель #2 Обучить 35 из 45 мэров городов страны

Задача #1 : Отобрать 35 мэров

Задача #2: и т.д.

Если ваш проект имеет, к примеру, определенную региональную, областную или районную направленность, то вы должны включить в заявку описание и объяснение проблем данного района и то, как осуществление проекта поможет их решить.

Методология/Деятельность по осуществлению проекта

Методология должна быть описана еще более подробно, чем задачи проекта. Методология, это то, как вы будете осуществлять свой проект. Как вы собираетесь решать поставленные задачи? В примере, который приведен выше, вашей первой задачей является набор мэров. Первое, что вы можете сделать - разослать объявления во все городские советы (муниципалитеты). Вы можете также обратиться к руководителям государственных учреждений национального уровня с просьбой рекомендовать вам мэров для участия в программе. Что необходимо сделать для того, чтобы решить первую задачу? Какие шаги предпринять? Когда вы знаете, что и как - переходите к следующему шагу, и опять решайте - что надо сделать и как добиться решения второй задачи, и так далее.

Важной проблемой методологии является проблема кадров и распределения заданий, которые будут выполнять те, кто участвует в осуществлении проекта. Многие проекты отклоняются из-за того, что их авторы не имеют четкого представления о том, кто что будет делать. Кто будет осуществлять контрольные функции? Кто будет оценивать проделанную работу? Кто будет отчитываться по работе над проектом? Все это очень важно, если ваш проект имеет обучающую направленность. Кто будет отбирать участников и каким образом? В заявке на финансирование образовательного проекта грантодатель хочет и должен найти подробное объяснение того, как вы собираетесь отбирать учащихся и набирать преподавателей.

Вы должны четко объяснить - кто и что будет делать, какое задание выполнять. Заявки, в которых нет такого объяснения, как правило не получают финансирования. Четко определите - какие преподаватели вам нужны для работы над проектом, четко определите, что каждый будет делать и когда (на каком этапе проекта). Это поможет и в оценке эффективности проекта, так как методология, процесс осуществления проекта и разделение обязанностей по проекту является основой того, что вы будете оценивать (хотя....(потеря текста

? Стиль заявки и ясность изложения

Грантодатель хочет, чтобы заявка была написана четко, ясно и вашим собственным стилем. Грантодатель хочет иметь представление о вашей организации, стране и людях вашей страны. Возможно, вы - руководитель; а может быть - преподаватель высшего учебного заведения, может, вы работаете над осуществлением реформы государственного управления.

Иногда те, кто подает заявку, считают, что если попросить кого-нибудь написать для них заявку, то это поможет им получить больше денег. Очень редко это срабатывает. Во-первых, очень дорого нанимать кого-либо писать вам заявку. Во-вторых, такой человек не знает вас и не знаком с вашим стилем. Только вы и ваши коллеги, зная вашу организацию, сможете представить ее в наиболее выгодном свете и сделать это вашим собственным, только вам присущем стилем.

Ясность изложения всегда важна, и особенно в том случае, если заявка составляется не на вашем родном языке. Ваша заявка должна читаться без проблем. Старайтесь выражать все ясно и конкретно. Вот пример неконкретно и неясно написанной заявки: "Чтобы лучше всего продемонстрировать то, как наша организация может успешно проявить себя в том, чтобы справиться с проведением семинара, о котором мы уже упоминали выше в нашем документе, и научить всех, кто бы не пришел к нам, проблемам государственного управления в нашей программе."

"Что это значит?" - задаю я себе вопрос, прочитав это предложение. Вы, наверняка, зададите себе такой же вопрос. В предложении отсутствует ясно выраженный смысл; занимаясь составлением заявки вы все время должны прислушиваться к голосу внутри вас, спрашивающему: "Что это значит?" Помните - ясность слов свидетельствует о ясности мыслей.

Можно создать комиссию по разработке предложений по проекту (особенно в случае совместного проекта), однако писать заявку должен один человек. После того, как заявка написана, попросите кого-нибудь, не знакомого с заявкой, прочитать ее и прокомментировать то, насколько ясен стиль изложения. Если этот человек задает себе вопрос: "Что это значит?", то текст, или его часть требуют доработки и уточнения.

Вот пример ясно написанной заявки:

"Таким образом, наш практический опыт в данной области и соответствующее финансирование позволят нам провести семинар в области государственного управления для всех желающих в данном районе."

Как видите, в этом случае вам не приходиться спрашивать себя: "Что это значит?" Вся ваша заявка должна быть написана ясно и понятно, и над этим необходимо работать.

Цель и основная направленность заявки

Так как мы рассматриваем в первую очередь области государственного и университетского управления, ваша заявка должна быть направлена на решение проблем образования (и, соответственно, иметь "академический" стиль изложения) или государственного управления (и, естественно, иметь "административный" стиль). Хочу обратить ваше внимание на то, что стиль данного руководства - неформальный и дружеский (представьте себе, будто мы с вами за чашкой кофе обсуждаем наши проблемы). Такова направленность на- шего документа и ее не надо смешивать с направленностью вашей заявки. По-другому это можно выразить следующим образом:

"Необходимо помнить о том, что данный документ задумывался простым в использовании, и отсюда его стиль; не стоит истолковывать этот аспект неправильно, и считать, что реальный процесс подачи заявки и получения гранта так же неформален."

Я только что выразила одно и то же, но по-разному. В первом случае это было сделано неформально, в стиле всего документа. Во-втором случае (в колонке) это было сделано в более официальном стиле, стиле "заявок на финансирование". Цель документа - в дружеском тоне рассказать вам о процессе составления и подачи заявки, помочь вам в этом. Цель последнего абзаца, выделенного в колонку - произвести впечатление текста, написанного официально, т.е. как заявка на проект в сфере образования или государственного управления. Однако если вам приходится выбирать между использованием очень простого языка (и вы чувствуете, что это самый подходящий вариант) и официального языка "заявок на финансирование" (использование которого требует определенного опыта и может привести к тому, что ваша заявка будет звучать фальшиво), всегда останавливайте свой выбор на простом, понятном языке. Еще раз просмотрите этот раздел, чтобы быть уверенным в том, что вы понимаете то, что называется разной направленностью заявок, и что обуславливает разницу в языке и стиле заявки.

Язык и редактирование заявки

Вероятнее всего, ваша заявка будет на английском, французском или немецком языке, так как это языки крупнейших фондов. Можно написать заявку ни родном языке, отредактировать ее, а затем перевести на иностранный язык. Даже если вы свободно владеете иностранным языком, вы должны дать вашу заявку прочитать кому-либо еще для того, чтобы быть уверенным в ясности и четкости вашего документа. Руководство, которое вы сейчас читаете, было отредактировано перед тем, как его напечатали. Ваша заявка также должна побывать у редактора.

Заявка должна быть хорошо отредактирована, чтобы не получилось так, что вы пишите, пишите, заявка уже достаточно длинная?

?(потеря текста)

Поддержка других организаций

Особенно это важно, если заявка подается на совместный проект. Любые другие организации, участвующие в проекте вместе с вами, должны предоставить вам документ, подтверждающий это, на официальном бланке организации. Такого рода документы войдут в приложение к вашей заявке. Если вы уже получили финансирование, вы должны включить в приложение копию письма из фонда, где вы уже получили грант, с информацией о размере полученного гранта.

Любой вид поддержки вашей организации или проекту должен быть документально отражен в приложении к заявке. Помните, что поддержка может быть как финансовой, так и организационной. И тот и другой вид поддержки должен быть отражен в нашей заявке. Организационную поддержку вы можете получить от учреждения, с которым сотрудничаете, особенно если вы уже осу- ществляли совместные проекты. Успехи, достигнутые вами по работе над проектами в прошлом, особенно если это были совместные проекты, должны быть отражены в заявке, это может быть письмо от организации, с которой осуществлялся совместный проект.

Сроки осуществления проекта

Раздел, включающий сроки осуществления проекта, придает "вес" вашей заявке. В разделе "Сроки" вы должны объяснить, когда начинается проект, и почему именно в данное время (особенно, если проект зависит от получения средств в определенное время, например, в начале учебного года), сколько продлится осуществление проекта, когда тот или иной вид деятельности по проекту начнется и закончится. Такой раздел должен присутствовать в вашей заявке, но он не должен быть перегруженным и сложным. Когда у вас есть все данные (каждый этап проекта с указанием даты, если она известна), составление раздела "Сроки" не будет представлять больших сложностей.

Сроки могут быть переданы в виде текста, например таким образом:

"В мае мы объявим о наборе 30 участников,

В июне мы отберем участников,

В июле мы начнем, и т.д."

Можно (в сочетании с текстовой описательной формой, пример которой приведен выше - и это как раз то, что нравится большинству грантодателей) составить график сроков, с указанием деятельности по осуществлению проекта:(и эта тоже...

‚ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂѓ Ѓ Май Июнь Июль Август Сентябрь Ѓ Ѓ Месяц 1 Месяц 2 Месяц3 Месяц 4 Месяц 5 Ѓ †ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ‡ ЃОбъявление ХХ Ѓ Ѓо наборе Ѓ †ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ‡ ЃОтбор ХХ Ѓ †ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ‡ ЃПодготовка ХХ ХХ Ѓ †ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ‡ ЃОценка ХХ ХХ Ѓ †ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ‡ ЃОтчеты ХХ Ѓ „ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ…

Таблица - удобный способ проиллюстрировать раздел "Сроки", особенно если по проекту запланированы разные виды деятельности в одно и то же время. В таблице можно наглядно и ясно все это показать. В некоторых заявках таблицы просто необходимы, так что приведенную выше таблицу можно использовать в качестве примера.

Если вы нанимаете преподавателей или кого-либо еще для работы над проектом, необходимо показать в таблице, когда они будут наняты и когда начнут работать. Можно также месяцы в таблице заменить годами, если ваш проект - долговременный, но в этом случае и сам раздел увеличится и будет более подробным.

Таблицу хорошо использовать и для того, чтобы проиллюстрировать последовательность событий, в том случае, если вы получите финансирование позже, чем предполагали. Хотя средства придут позже, чем планировалось, вы, тем не менее, сможете адаптировать сроки проекта в соответствии с новой датой начала, пользуясь таблицей, показывающей последовательность событий. Если дата начала проекта не может быть изменена (например, начало проекта запланировано на начало учебного года), вам возможно придется, в связи с задержкой финансирования, перенести начало проекта на следующий учебный год.

Кроме всего, о чем было сказано выше, раздел "Сроки" должен содержать указание на то, когда будет оцениваться проект. Оценка - процесс непрерывный в любом проекте, и в разделе "Сроки" вашей заявки должно быть определено, как вы будете осуществлять оценку вашего проекта. Вам необходимо определить, что будет считаться успешным выполнением задач и целей проекта, и каким образом вы будете это оценивать и измерять (Оценка будет рассматри- ваться подробно в соответствующем разделе настоящего "Руководства"). Вам необходимо подробно разработать процесс оценки и контроля в вашей заявке. Включение оценки и контроля в раздел "Сроки"- отличный способ это сделать.

Бюджет

Бюджет описывает проект или программу с финансовой точки зрения. Бюджет показывает все расходы по проекту и то, какие средства будут покрывать эти расходы (включая средства, которые запрашиваются в данном фонде). Бюджет - это ваш финансовый план, из которого понятно, сколько средств вы предполагаете использовать. И это действительно необходимо подробно планировать. Одного предположения недостаточно. Бюджет помогает вам использовать деньги стратегически, все ваши расходы должны быть предусмотрены заранее. Бюджет должен быть достаточно подробным, чтобы предусмотреть все расходы. Если вы ожидаете грантов из других источников, либо вам будет передано оборудование или оказаны бесплатные услуги - вы должны включить это в бюджет. Нужно также включить в бюджет информацию о том, когда может быть получено финансирование, оборудование или услуги из других источников. Можно использовать таблицу (как для раздела "Сроки") для планирования бюджета, в случае если фонд не предъявляет особых требований к составлению бюджета.

Вполне возможно, если только фонд не находится в вашей стране, вас попросят рассчитать бюджет в долларах США, немецких марках или франках. В этом случае необходимо знать курс обмена этих валют по отношению к валюте вашей страны и проверить свои расчеты несколько раз. Вы должны будете использовать так называемый "нулевой" способ исчисления бюджета (когда статьи расхода и прихода принимаются за ноль, если вы не может оправдать и объяснить использование других цифр). По мере развития стран ЦВЕ, госу- дарств бывшего СССР и стран Балтии, фонды будут расширять использование так называемого "приростного бюджета" (когда бюджет основывается на бюджетах последних трех-пяти лет, единственное, что добавляется, это поправка на инфляцию).

Вот некоторые из статей расходов, входящих в бюджет; персонал (включает всех сотрудников - от директора до секретаря), налоги и социальное страхование сотрудников, стоимость оборудования (мебель, ремонт, компьютеры, принтеры и т.д.), материалы (книги, бумага, программное обеспечение, подписка на газеты и журналы и т.д.), которые будут использоваться на образовательные цели, консультанты, переводчики, учебный материал, поездки (включая суточные и транспортные расходы, например, автобус или автомашина), проживание, другие расходы (которые включают любую аренду, факс, телефон, электронную почту, канцелярские товары, оплату размножения и копирования печатного материала, стоимость печати различных материалов, почтовые расходы, членство в организациях, страхование и т.д.). Могут быть такие виды других расходов, которые характерны только для вашего проекта, вашей страны, или вашей организации. Обязательно включите их в вашу заявку.

В некоторых фондах существуют требования к использованию в заявке определенных разделов бюджета. Например, в формах заявки в некоторые фонды в бюджете имеется статья "Управление осуществлением проекта", включающая аренду, в то время как в других фондах аренда включается в статью "Другие расходы".

Бюджет должен четко определять, на какой период времени вам необходимо финансирование. Когда вам понадобятся деньги? Когда отпадет необходимость в финансировании? Это должно быть ясно из вашего бюджета, чтобы не получилось так, что у вас нет средств на начало или на окончание проекта.

Иногда грантодателей интересует, как вы искали средства и где вы найдете средства, когда они прекратят финансирование вашего проекта. Грантодатель хочет это знать, и это вполне естественно - он должен знать точно, вкладывать ему средства в ваш проект или нет. И зачем фонду финансировать вашу деятельность в течение года, если вы не знаете, где вам взять деньги, когда этот год закончится. И если, просуществовав год, ваша организация распадется, это будет означать для грантодателя, что он бесполезно потратил деньги.

Если в фонде вам задают такой вопрос, то возможно это будет способствовать тому, что вы задумаетесь над далекой перспективой развития вашего проекта, над планами вашей организации на будущее. К такому роду вопросов следует относиться позитивно. И чем раньше вы обдумаете ваши планы на будущее и стратегию деятельности вашей организации, тем увереннее вы будете рассказывать о своих планах другим.

Приложение к заявке

В приложении содержится информация, придающая заявке большую значимость и вес. Обязательно включите в приложение все, чего требуют правила подачи заявок данного фонда. Вот какую информацию вы можете включить в приложение к заявке:

- Краткие биографии (curriculum vitae) всех главных участников проекта;

- Список руководителей вашего института или организации;

- Письмо, подтверждающее некоммерческий или освобожденный от налогов статус вашей организации;

- Список других фондов, в которые вы также обратились с просьбой о финансировании (когда и какой объем средств предполагаете получить);

- Брошюры и другая печатная информация о вашей организации;

- Описание рода деятельности каждого из главных участников проекта;

- Письма с прайс-листами от фирм, в которых вы собираетесь покупать оборудование (если это запланировано в проекте);

- Статистические таблицы или планы;

- Письма, подтверждающие согласие других организаций участвовать в проекте или письма поддержки от ваших партнеров, а также

- Письма об имеющихся средствах, и т.д. (письма о финансовой поддержке).

Не торопитесь отсылать заявку в фонд

Итак, в конце концов, учтя все, о чем говорилось выше, вы завершаете свою заявку, и вот она у вас в руках - хорошо написанная, отредактированная, ясная и конкретная. Не торопитесь отсылать ее в фонд! Еще раз прочитайте ее очень внимательно, обращая особое внимание на то, о чем говорится в списке, помещенном ниже. Если что-либо из этого списка отсутствует, либо недостаточно ясно - исправьте, и только затем отсылайте вашу заявку.

1. Проверьте определение проблемы. Ясно ли заявлена проблема? Исследовали ли вы тему заявки? Нет ли ощущения, что заявка неконкретна и непрофессиональна?

2. Понятны ли из текста заявки такие аспекты, как разделение обязанностей и ответственности? Ясно ли кто и чем занимается?

3. Понятна ли связь между проблемой и ее решением, которое вы предлагаете?

4. Еще раз пересчитайте бюджет. Все ли верно?

5. Разумно ли составлен раздел "Сроки"? Четко ли прослеживается логика в последовательности шагов по выполнению проекта?

6. Проверьте орфографию, грамматику и т.д. Легко ли читается заявка?

7. Проверьте то, что часто упускается из виду: проставлены ли в заявке даты, не забыли ли вы написать номер своего телефона, факса или электронной почты?

8. Всю ли информацию, которую у вас просят, вы включили в Приложение к заявке?

9. Каков тон вашей заявки? Профессиональный и интеллигентный? Если нет - постарайтесь сделать его таким.

10. Каков внешний вид вашей заявки? Заявка должна быть хорошо сформатирована и аккуратно напечатана.

Конечно, невозможно перепроверять, перечитывать и переписывать заявку бесконечно. Очень удобно составлять заявку на компьютере, а затем рецензировать и исправлять ее. Если у вас нет компьютера, постарайтесь попросить на время у кого-нибудь. Когда все проверено - можно подавать заявку. Теперь вы можете сделать следующее - отослать заявку и поздравить себя. Вы сделали большую работу - спланировали, разработали, написали и отослали отлично подготовленную заявку на грант. Вы выгодно отличаетесь от тех многочисленных организаций, которые не желают вкладывать в работу над заявкой силы и время, и, в результате, направляют в фонды плохо подготовленные заявки.

Теперь для вас начинается период ожидания результата, как это было с вашим письмом-запросом.

Однако теперь вам придется ждать дольше. Спустя, как правило, две четыре недели можно позвонить в фонд, чтобы узнать получили ли они вашу заявку. Если ваша заявка получена, можно спросить - нужна ли дополнительная информация и когда можно ожидать ответа. Весь процесс рассмотрения заявки и получения гранта достаточно долог, поэтому не стоит рассчитывать получить финансирование на проект, который вы хотите начать немедленно. Всегда планируйте все заранее. Каждый этап этого процесса требует достаточно много времени. Конечно, вы должны набраться терпения, но вы также должны спланировать свою деятельность заранее, чтобы позволить себе потерпеть (и не впадать в панику, если вы не получите денег), когда нужно ждать ответа на вашу заявку.

На этом этапе фонд получает вашу заявку, рецензент фонда читает ее и у грантодателя появляется интерес к вашей заявке и к вам. Заинтересованный грантодатель связывается с вами и вы начинаете процесс (он может быть как коротким, так и достаточно долгим - если проект крупный, включающий много организаций, либо если проект очень сложный) переговоров, уточнений и обсуждений. Этот процесс может занять много времени, так как грантодатель хочет быть уверенным во всех фактах, цифрах и процессах до того, как он решит выделить вам деньги. Поэтому процесс исследования должен быть неотъемлемой частью вашей заявки.

Когда придет время обговаривать условия контракта с грантодателем, вы должны быть подготовлены по всему, что связано с заявкой и тому, каков будет эффект проекта, который вы предлагаете фонду профинансировать. Вы наверняка не хотите, чтобы незнание вами всех деталей темы, и то, что вы не провели исследование по проекту заявки привело к неудаче на этапе переговоров с грантодателем.

ДАЛЬШЕ

к содержанию АС