Что обязан дать научный руководитель: тема
и цель диссертации
Научным руководителям законы не
писаны - этот постулат определяет природу большинства проблем, связанных с
подготовкой и защитой диссертации. Рассмотрим коллизии, возникающие в связи с
этим на самом первом этапе работы над диссертацией.
При первом разговоре с ещё потенциальным руководителем он может предложить
(или выдвинуть условие) Вам самим определить направление исследований, которое
Вас интересует и/или тему исследований. Что стоит (можно поставить ударение на
"о") за этим изящным демократическим жестом для аспиранта/соискателя?
Положение ВАК даёт единственное, конкретное требование к сущности
диссертации: "Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук должна
быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи,
имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо
изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические
разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач".
Тема диссертации обычно в короткие сроки утверждается на заседании кафедры
(отдела), которое проходит доброжелательно (или фактически не проходит совсем)
и сотрудники легко соглашаются со всем, что предлагает сделать
аспирант/соискатель: "Да, ради Бога". Вы совершенно счастливы и горды своими
научными задатками. Выписка из протокола заседания является обязательным
документом к защите. Хотя это чётко не прописано, но непосредственно
формулировка названия темы (ещё точнее - набор составляющих её терминов)
должны строго соответствовать паспорту на специальность. Изменение
формулировки темы сложная бюрократическая процедура. И любой неудачный термин
в названии может привести к тупиковой ситуации при попытке сдать готовую
диссертацию в Совет для защиты: "Тема не соответствует паспорту на
специальность и, ради Бога…".
Таким образом, человеку, ещё даже не аспиранту/соискателю, его
потенциальным научным руководителем предлагается: а) выявить научную задачу,
имеющую существенное значение для конкретной отрасли знаний или производства и
б) дать чёткую формулировку темы, строго соответствующую паспорту на
специальность. Можно высказать гипотезу о корреляции или вероятности на уровне
0,6 - 0,8, что руководитель предлагающий такое…. будущему аспиранту/соискателю
не будет корректировать предложенный последним … набор слов, описывающий тему
диссертации, с позиции требований ВАК.
Это мы рассмотрели ситуацию "ужасного конца", а теперь посмотрим, как
происходит в этом случае "ужас без конца" в процессе подготовки диссертации по
теме в невольно вольной формулировке аспиранта/соискателя. Определяющим
моментом является сущность диссертации. В прикладных исследованиях здесь
возможны две ситуации - решение проблемы и реализация возможностей. Ситуацию
"диссертация - решение проблемы", мы коротко опишем несколько позже. Косность
царского и последующих правительств сформировала в российском научном сознании
определяющую ("мичуринскую") концепцию выбора направления прикладных
исследований: "А, чо будет? Интересно". Схема "НИР (диссертация) - реализация
возможностей" подкупает своей простотой. Никаких проблем в прямом и переносном
смысле. Есть какой-то объект - жидкость, растение, смесь чего-то, государство
и т.п. - и есть возможность на него воздействовать - электромагнитным полем,
чаем с кофе, низкой температурой, реформами и т.д. - и посмотреть результат,
оформив его отчётом о НИР или диссертацией. Судьба объекта или отчёта о НИР
нас сейчас не интересует, а вот подготовка диссертации в этом случае может
стать "ужасом без конца". Хотя и температуры ограничены снизу, а скорость
электромагнитных волн - сверху, и реформы в государстве без народа тоже не
могут проходить, тем не менее, возможные вариации (плюс повторности) опытов
имеют огромный диапазон, ограничением которого может стать только
естественная/неестественная смерть/гибель субъекта исследований, так и не
приступившего к оформлению своей диссертации.
Как сказал классик мировой литературы: "Все засмеялись, а Филиппок -
заплакал". Только Филиппком можете оказаться или уже оказались лично Вы.
Причем оказаться в этой ситуации и когда "с лёгкостью необыкновенной" тему Вам
дал руководитель, сумевший оформить и защитить свою диссертацию, так и не
поняв сущности научно-исследовательской работы. (Вам тоже может повезти, как и
ему, но у нас здесь сайт ужасов…). То есть и руководитель может дать тему по
обоснованию вечного двигателя или, более реальную, - строительства мостов
вдоль рек, но защищать диссертацию надо будет Вам.
Определив "кто виноват?", перейдём к решению вопроса "что делать?" или не
делать. (Если Вы, дойдя до этого места уже твёрдо решили бросить "этих
глупостей" и не писать диссертацию, то А&С будет считать, что сайт сделал
доброе дело.) Как и большинство методик решения проблем в условиях рыночной
экономики, все наши рекомендации не гарантируют, а только повышают вероятность
(допустим, в два раза - с 10 до 20%) успешной защиты диссертации.
Ленинская концепция "Ввязаться в драку, а там - посмотрим" слабо
коррелирует с вероятностью получения диплома кандидата наук в реальные сроки.
Проблему и тему диссертации может и должен формулировать научный руководитель,
на основании собственных знаний состояния вопроса и опыта научной работы.
Именно, исходя из аксиоматичности этого положения, Вы и должны вести с ним
первую беседу. Тут важна тональность всего разговора. Вам нечего терять, кроме
определённого количества лет собственной жизни и здоровья. Если руководитель
объективно готов к научному руководству, ему не составит труда дать Вам
необходимые установки "не отходя от кассы", если нет, то Вы можете найти
причину не прийти на очередную встречу.
В целом, постановка проблемы (обоснование актуальности темы) подразумевает
описание существующей и желательной ситуаций по данному вопросу. Переход от
существующей к желательной ситуации и должна обеспечить Ваша диссертация. И
именно отсюда - проблемы и названия темы - должна вытекать цель исследований
Вашей диссертации.
Таким образом, научный руководитель должен определить, куда и зачем идти, а
Вам надо получить от него под запись название темы и формулировку цели
диссертации. Под запись, не для выяснения последующих отношений кто умный, а
кто дурак - это и так будет ясно, а потому что запись текста обязывает к более
чётким формулировкам. Написанные тема и цель диссертации должны быть всё время
пока не защититесь у Вас (и, по возможности, у руководителя) перед глазами -
механическое заучивание не нужно, важно буквально проникнуться этими
положениями. Если у Вас есть какие-то сомнения, покажите тему и цель
(обязательно вместе), кому-то из авторитетных для Вас учёных (не обязательно в
этой области - Вы проверяете не актуальность, а научный уровень постановки
исследований). В идеале - показать председателю Совета, в котором может
проходить защита Вашей диссертации.
По существу, после того как Вы получите формулировку темы и цели
диссертации, Вам руководитель уже не нужен. Конечно, хорошо, если он поможет с
определением задач исследований, а тем более концептуально сформулирует выводы
по ним…, но такое может быть только в А&С(a48@bk.ru). В то же время, пока у
Вас нет этих положений, делать что-либо другое - бессмысленно, включая
изучение состояния вопроса по диссертации без темы и цели.
к
содержанию
ОБЪЯВЛЕНИЯ
СКОРАЯ ПОМОЩЬ КАНДИДАТАМ В
ДОКТОРА
От постановки проблемы (…обработка
и анализ результатов,… разработка математической модели,… подготовка
автореферата) до доклада на защиту. Опишите свою проблему - что у Вас есть и,
что Вы хотите получить - и, может быть, мы совместно найдём её
решение.
Разработка математических моделей и
программирование
Экономические, производственные, физические, биологические
процессы |