Содержание

За защиту диссертации!
1. Проблемы подготовки и защиты диссертации
   Защита в срок - проблемы и перспективы
   Что обязан дать научный руководитель: тема и цель диссертации
2. Просто о главном
 2.1. Методология и методы проведения прикладных исследований
 2.2. Теория математического планирования экспериментов
 2.3. Принципы системного подхода в прикладных исследованиях
 2.4. Исследование операций - методология решения производственных проблем
  2.5. Модели в прикладных исследованиях

3. Гранты и фонды
  3.1. Потенциальные субъекты, формы и направления зарубежной помощи  
 3.2. Руководство по составлению заявки на грант. Часть 1
  Руководство по составлению заявки на грант. Части 2 и 3
  Руководство по составлению заявки на грант. Часть 4
  3.3. Грантодатели

4. Положения ВАК
  Перечень изданий, рекомедуемых ВАК

5. Объявления
  Консультации по подготовке диссертаций 
  Разработка математических моделей и программирование

6. Паспорта научных специальностей




ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ

Защита в срок - проблемы и перспективы

Посмотрите статистику защит в Вашей аспирантуре и у Вашего руководителя. Если больше 75% аспирантов защитили диссертацию за 3 – 4 года, то Вас все, что здесь написано, не должно беспокоить. Но, если этот показатель меньше 25%, то вероятность защиты Вашей диссертации вообще - еще меньше.

Одна инструкция по решению интимных проблем называлась «Ну, вот ты получил меня в постель. И что ты будешь делать дальше?» Примерно так же должен звучать вопрос и новоявленного аспиранта: «Ну, вот я поступил в аспирантуру. И что мне делать дальше?» В большинстве случаев, этот вопрос задается не себе, а вполне обоснованно – своему научному руководителю. И получает, тоже в большинстве случаев, ответ: «Изучай состояние вопроса». Внешне все выглядит «по науке». Однако, фактически, это ответ на уровне: «Жора, жарь рыбу! - Так рыбы нет? - Ты, Жора, жарь, а рыба будет!»

Но не надо обижаться на руководителя - он руководит, как может и так, как в свое время руководили им. (Генезис этой ситуации – самостоятельный вопрос.) Не надо обижаться, но не надо в таких случаях надеяться и на его научное руководство, и свою своевременную защиту.

Изучение состояния вопроса – частный пример. В целом, постановка научной работы обычно относится к области т.н. слабоструктурированных проблем. К этому еще добавляются проблемы интеллектуальных возможностей аспиранта и руководителю всегда легко объяснить причину незащиты: «Вопрос оказался «не по зубам», да и аспирант мог бы быть по- прилежнее». И все, в первую очередь - сам аспирант, с этим согласятся.

Вместе с тем кандидатская диссертация – квалификационная работа, свидетельствующая о том, что соискатель овладел научными методами. Задача руководителя содействовать этому обучению. Что касается непосредственно научной работы, то методология прикладных НИР в настоящее время настолько хорошо разработана, что можно говорить о возможности использования достаточно конкретных рекомендаций по их проведению, обеспечивающему получение (приращение) новых знаний. И руководитель, если он действительно профессиональный научный работник, должен давать эти «инструкции» своему ученику на всех этапах подготовки диссертации: от постановки проблемы до защиты. Именно отсутствие профессионального руководства является основной причиной растягивания подготовки диссертации на неопределенный срок.

Задача A&C, в какой-то мере выполнять функции научного руководителя, учитывая специфические особенности всего процесса подготовки и защиты диссертации. Вместе с тем, издатель, при высокой оценке научной истины, считает более дорогим для аспиранта и соискателя соответствующий квалификационный документ. 

к содержанию АС


С чего начинаются проблемы

Что обязан дать научный руководитель: тема и цель диссертации
Научным руководителям законы не писаны - этот постулат определяет природу большинства проблем, связанных с подготовкой и защитой диссертации. Рассмотрим коллизии, возникающие в связи с этим на самом первом этапе работы над диссертацией.

При первом разговоре с ещё потенциальным руководителем он может предложить (или выдвинуть условие) Вам самим определить направление исследований, которое Вас интересует и/или тему исследований. Что стоит (можно поставить ударение на "о") за этим изящным демократическим жестом для аспиранта/соискателя?

Положение ВАК даёт единственное, конкретное требование к сущности диссертации: "Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач".

Тема диссертации обычно в короткие сроки утверждается на заседании кафедры (отдела), которое проходит доброжелательно (или фактически не проходит совсем) и сотрудники легко соглашаются со всем, что предлагает сделать аспирант/соискатель: "Да, ради Бога". Вы совершенно счастливы и горды своими научными задатками. Выписка из протокола заседания является обязательным документом к защите. Хотя это чётко не прописано, но непосредственно формулировка названия темы (ещё точнее - набор составляющих её терминов) должны строго соответствовать паспорту на специальность. Изменение формулировки темы сложная бюрократическая процедура. И любой неудачный термин в названии может привести к тупиковой ситуации при попытке сдать готовую диссертацию в Совет для защиты: "Тема не соответствует паспорту на специальность и, ради Бога…".

Таким образом, человеку, ещё даже не аспиранту/соискателю, его потенциальным научным руководителем предлагается: а) выявить научную задачу, имеющую существенное значение для конкретной отрасли знаний или производства и б) дать чёткую формулировку темы, строго соответствующую паспорту на специальность. Можно высказать гипотезу о корреляции или вероятности на уровне 0,6 - 0,8, что руководитель предлагающий такое…. будущему аспиранту/соискателю не будет корректировать предложенный последним … набор слов, описывающий тему диссертации, с позиции требований ВАК.

Это мы рассмотрели ситуацию "ужасного конца", а теперь посмотрим, как происходит в этом случае "ужас без конца" в процессе подготовки диссертации по теме в невольно вольной формулировке аспиранта/соискателя. Определяющим моментом является сущность диссертации. В прикладных исследованиях здесь возможны две ситуации - решение проблемы и реализация возможностей. Ситуацию "диссертация - решение проблемы", мы коротко опишем несколько позже. Косность царского и последующих правительств сформировала в российском научном сознании определяющую ("мичуринскую") концепцию выбора направления прикладных исследований: "А, чо будет? Интересно". Схема "НИР (диссертация) - реализация возможностей" подкупает своей простотой. Никаких проблем в прямом и переносном смысле. Есть какой-то объект - жидкость, растение, смесь чего-то, государство и т.п. - и есть возможность на него воздействовать - электромагнитным полем, чаем с кофе, низкой температурой, реформами и т.д. - и посмотреть результат, оформив его отчётом о НИР или диссертацией. Судьба объекта или отчёта о НИР нас сейчас не интересует, а вот подготовка диссертации в этом случае может стать "ужасом без конца". Хотя и температуры ограничены снизу, а скорость электромагнитных волн - сверху, и реформы в государстве без народа тоже не могут проходить, тем не менее, возможные вариации (плюс повторности) опытов имеют огромный диапазон, ограничением которого может стать только естественная/неестественная смерть/гибель субъекта исследований, так и не приступившего к оформлению своей диссертации.

Как сказал классик мировой литературы: "Все засмеялись, а Филиппок - заплакал". Только Филиппком можете оказаться или уже оказались лично Вы. Причем оказаться в этой ситуации и когда "с лёгкостью необыкновенной" тему Вам дал руководитель, сумевший оформить и защитить свою диссертацию, так и не поняв сущности научно-исследовательской работы. (Вам тоже может повезти, как и ему, но у нас здесь сайт ужасов…). То есть и руководитель может дать тему по обоснованию вечного двигателя или, более реальную, - строительства мостов вдоль рек, но защищать диссертацию надо будет Вам.

Определив "кто виноват?", перейдём к решению вопроса "что делать?" или не делать. (Если Вы, дойдя до этого места уже твёрдо решили бросить "этих глупостей" и не писать диссертацию, то А&С будет считать, что сайт сделал доброе дело.) Как и большинство методик решения проблем в условиях рыночной экономики, все наши рекомендации не гарантируют, а только повышают вероятность (допустим, в два раза - с 10 до 20%) успешной защиты диссертации.

Ленинская концепция "Ввязаться в драку, а там - посмотрим" слабо коррелирует с вероятностью получения диплома кандидата наук в реальные сроки. Проблему и тему диссертации может и должен формулировать научный руководитель, на основании собственных знаний состояния вопроса и опыта научной работы. Именно, исходя из аксиоматичности этого положения, Вы и должны вести с ним первую беседу. Тут важна тональность всего разговора. Вам нечего терять, кроме определённого количества лет собственной жизни и здоровья. Если руководитель объективно готов к научному руководству, ему не составит труда дать Вам необходимые установки "не отходя от кассы", если нет, то Вы можете найти причину не прийти на очередную встречу.

В целом, постановка проблемы (обоснование актуальности темы) подразумевает описание существующей и желательной ситуаций по данному вопросу. Переход от существующей к желательной ситуации и должна обеспечить Ваша диссертация. И именно отсюда - проблемы и названия темы - должна вытекать цель исследований Вашей диссертации.

Таким образом, научный руководитель должен определить, куда и зачем идти, а Вам надо получить от него под запись название темы и формулировку цели диссертации. Под запись, не для выяснения последующих отношений кто умный, а кто дурак - это и так будет ясно, а потому что запись текста обязывает к более чётким формулировкам. Написанные тема и цель диссертации должны быть всё время пока не защититесь у Вас (и, по возможности, у руководителя) перед глазами - механическое заучивание не нужно, важно буквально проникнуться этими положениями. Если у Вас есть какие-то сомнения, покажите тему и цель (обязательно вместе), кому-то из авторитетных для Вас учёных (не обязательно в этой области - Вы проверяете не актуальность, а научный уровень постановки исследований). В идеале - показать председателю Совета, в котором может проходить защита Вашей диссертации.

По существу, после того как Вы получите формулировку темы и цели диссертации, Вам руководитель уже не нужен. Конечно, хорошо, если он поможет с определением задач исследований, а тем более концептуально сформулирует выводы по ним…, но такое может быть только в А&С(a48@bk.ru). В то же время, пока у Вас нет этих положений, делать что-либо другое - бессмысленно, включая изучение состояния вопроса по диссертации без темы и цели.

к содержанию

ОБЪЯВЛЕНИЯ

СКОРАЯ ПОМОЩЬ КАНДИДАТАМ В ДОКТОРА

От постановки проблемы (…обработка и анализ результатов,… разработка математической модели,… подготовка автореферата) до доклада на защиту. Опишите свою проблему - что у Вас есть и, что Вы хотите получить - и, может быть, мы совместно найдём её решение.

Разработка математических моделей и программирование

Экономические, производственные, физические, биологические процессы

Пишите:a48@bk.ru, что у Вас есть и что Вы хотите получить.


БИБЛИОТЕКА ДИССЕРТАЦИЙ - кандидатские и докторские диссертации онлайн!
Книги, монографии, статьи, тезисы докладов, новости ВАК РФ - всё что нужно каждому аспиранту и соискателю!